Что происходит на мировом рынке управления контентом

10.12.09



Середина нынешнего десятилетия, с 2003 по 2006 гг., стала для рынка средств управления корпоративным содержанием (Enterprise Content Management, ECM) периодом радикальной реструктуризации. В результате этого процесса (во многом благодаря приобретениям) на смену прежней группе лидеров из числа “чистых” (специализирующихся именно в этом деле) ECM-поставщиков (Documentum, Hummingbird, FileNet, Open Text) пришли глобальные платформенные вендоры (EMC, IBM, Microsoft, Oracle), среди которых, правда, сохранила свои позиции Open Text. Финальный аккорд в этой глобальной консолидации прозвучал во второй половине 2006-го в виде сразу трех покупок: IBM + FileNet, Open Text + Hummingbird и Oracle + Stellent, — после чего ECM-рынок вступил в период эволюционного развития. Как раз отсутствие потрясений позволяет лучше понять логику формирования этого важного сегмента ПО, актуальность которого для ИТ-отрасли в целом только увеличивается.

Как обычно осенью (правда, на месяц позднее, чем в предыдущие годы) компания Gartner выпустила свой очередной ежегодный отчет “Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2009”, который позволяет не только оценить текущую ситуацию в этой сфере, но и проследить ее динамику за последние годы (см. рисунок).

Динамика развития

По данным этого исследования, в 2008 году объем рынка ECM составил 3,3 млрд. долл., что включает стоимость проданных новых лицензий и доходы от технической поддержки ранее проданного ПО (т. е. не считая проектные услуги). По оценкам экспертов, замедление темпов роста было зафиксировано еще в прошлом году, а в нынешнем будет даже небольшой спад. Тем не менее на ближайшие пять лет предсказывается среднегодовое увеличение поставок на 9,5%, причем с 2010-го рынок опять, как и в середине десятилетия, будет расширяться с двузначными показателями роста. Ожидается, что в 2013 году он достигнет объема в 5,1 млрд. долл.

Качественный анализ магических квадрантов Gartner за последние три года позволяет отметить следующие видимые моменты.

- Отрыв группы лидеров от пелатона увеличился. Это, в частности, видно на примере группы “провидцев” — она уменьшилась (оба прошлогодних “провидца” были куплены: Autonomy пробрела Interwoven, а Open Text — Vignette).

- Еще в прошлом году в группу лидеров вошла Microsoft, которая сейчас еще больше усилила свои позиции, переместившись вверх по оси “Способность к реализации”

- Одна из интриг рынка последних лет: сможет ли “выжить” в условиях конкуренции с платформенными игроками Open Text? Эксперты еще два года назад говорили, что ее может купить SAP, но эта компания пока предпочитает поддерживать лишь деловой альянс с Open Text.

- В качестве одного из потенциальных претендентов на лидирующие позиции два года назад рассматривалась Xerox, но с тех пор она потихоньку сдает позиции.

В прошлом году в квадрант Gartner впервые попала HP. О возможности активизации этой компании на рынке ECM эксперты также говорили два года назад, при этом часто звучало предположение, что она может сделать резкий рывок, купив, например, Open Text. Но HP решила, что двигаться в этом направлении нужно более осторожными шагами, и приобрела в 2007 году австралийскую компанию Tower Software.

Основные тенденции рынка

Главная тенденция развития ECM-рынка: данная категория средств сейчас рассматривается как часть ИТ-инфраструктуры предприятий, что и предопределило формирование группы лидеров из числа ведущих мировых ИТ-поставщиков. Но такое развитие ситуации создает определенные проблемы для заказчиков, которые заинтересованы в том, чтобы базовые ИТ-платформы обеспечивали поддержку различных ECM-приложений, в то время как вендоры пытаются все больше привязать поставляемые продукты к своему базовому ПО.

Критически важными требованиями к современным ECM-решениям становятся интеграция и поддержка федеративной модели для хранилищ контента. В прошлом году ведущие поставщики смогли предложить решение этих проблем, разработав протокол Content Management Interoperability Services (CMIS) на базе технологии Web-сервисов. Его применение позволят создавать приложения, способные работать с любыми CMIS-совместимыми репозитариями.

Поддержка Web-технологий сейчас является одних из ключевых требований со стороны корпоративных заказчиков. Речь идет о таких возможностях, как управление Web-контентом и информационными активами, Web-аналитика, работа с электронными формами и составными документами, социальные коммуникации, поддержка мобильных устройств и управление бизнес-процессами (BPM).

Все больше ECМ-функций (такие, как работа с образами, библиотечные службы, групповая работа с документами) перемещаются с уровня приложений на уровень инфраструктурных платформ. Разработчики продуктов больше концентрируются на вопросах создания вертикальных или горизонтальных решений, а также на задачах интеграции с другими отраслевыми приложениями, в частности ERP и CRM. Идя навстречу пожеланиям заказчиков, вендоры занимаются созданием композитных приложений, среди которых Gartner выделяет три категории.

ПО для управления транзакционным контентом фокусируется на задачах оцифровки изображений, workflow/BPM, архивирования, управления записями (официальными документами) и работы с электронными формами. В этом случае контент носит преимущественно статический характер, а процессы, где он применяется, являются долгосрочными. Тут важны масштабируемость, отслеживание жизненного цикла документов, а также соответствие нормативным требованиям.

Для средств управления контентом, создаваемых в режиме сотрудничества, в первую очередь необходимо решение задач управления версиями, поддержка групповой работы, автоматизация потоков работ, управление расписанием, отслеживание выполнения заданий и т. д. Такие приложения предназначены для использования широким кругом сотрудников, зачастую в рамках их проектного взаимодействия.

В случае ПО управления контекстным контентом основной фокус делается на поддержку Web-технологий при работе с информацией и возможность работы со множеством бизнес-приложений.

Тенденцией ECM-рынка является также рост популярности новых моделей реализации прикладных систем, в том числе на базе SaaS и Open Source. Правда, Gartner отмечает, что пока они не представляют серьезной конкуренции традиционным решениям. Но уже сегодня многие вендоры стараются обеспечить возможность применения своих программных пакетов в режиме SaaS.

О необходимости использовать метаданные для реализации систем управления документами говорится уже давно, но только сейчас эти идеи приобретают конкретные формы. В целом ситуация тут понятна: следует четко разделять собственно контент документа и его различного рода атрибуты, на основе которых и производится управление документом.

По мере расширения круга пользователей ECM-систем все больше возрастает значение удобства использования ПО. Актуальность вопроса усугубляется тем, что растет функциональность систем и нужно обеспечивать настройку интерфейса под задачи конкретных сотрудников.

Важной тенденцией развития рынка в целом является растущая доля заказчиков из числа организаций средних размеров, а также повышение значимости вертикальных сегментов (государственное управление, здравоохранение, финансовые услуги, высшая школа и пр.)

Отдельно Gartner выделяет вопрос применения гибридных, смешанных архитектур для управления контентом. И здесь решающее значение имеет растущая популярность на рынке для предприятий всех размеров и во всех регионах мира пакета Microsoft Office SharePoint Server 2007 (MOSS 2007). При этом, с одной стороны, организации вынуждены для широкого распространения этого продукта обеспечивать в той или иной мере его поддержку в своих системах. С другой стороны, его возможностей пока не хватает для создания полноценных ECM-систем. В результате заказчики вынуждены идти на совместное применение MOSS и продуктов других поставщиков.

В этой ситуации вопросы поддержки федеративного поиска, метаданных и интероперабельности становятся критически важными для клиентов при выборе тех или иных решений. Но Gartner отмечает, что хотя многие вендоры заявляют о готовности своих продуктов к интеграции с MOSS, на самом деле за этими словами часто скрывается банальное копирование файлов, что вызывает естественные проблемы управления версиями документов.

Гибридная архитектура построения систем подразумевает также возможность выделения отдельного слоя (draft layer, “работа с черновиками”), в котором производится “неуправляемая” работа с контентом (в основном на этапе его создания) и из которого документы по мере формирования передаются на “управляемый” уровень, функционирующий в соответствии с нормативными требованиями.

Лидеры

EMC

EMC продолжает продвигаться в деле интеграции разных направлений своего бизнеса — аппаратных средств, ПО, услуг, решений. В области ECM компания в течение последнего года представила два ключевых решения — SourceOne (архивирование электронной почты) и CenterStage (коллективная работа с использованием Web 2.0), которые являются клиентскими приложениями для платформы Documentum. Кроме того, EMC активно развивает направление ПО для управления транзакционным контентом.

Корпорация предлагает самый представительный и законченный набор ECM-средств для управления контентом и документами на протяжении всего их жизненного цикла. Довольно агрессивно компания продвигает свое ПО и в качестве платформы разработки. Представленная в этом году система xCelerated Composition Platform (xCP) может выступать как средство быстрого создания бизнес-приложений “без написания кода”. EMC обладает хорошей базой пользователей, в том числе на вертикальных рынках, имеет представительные технологические активы, её присутствие в мире является глобальным. Сейчас корпорация активно инвестирует альтернативные модели доставки функционала, включая SaaS и Cloud.

Но эксперты из Gartner отмечают, что в действиях EMС преобладают тактические, прагматичные подходы, за которыми трудно разглядеть долгосрочную стратегию. Предлагаемая комбинация ПО и устройств хранения данных выглядит несколько идеалистично и больше подходит для оперативных задач продажи продуктов. Для продвижения вперед в области ECM корпорации следует более четко сформулировать свою стратегию и более эффективно продвигать ее на рынок. Программное семейство Documentum включает сейчас свыше тридцати продуктов, и разобраться заказчикам, что же им нужно для решения своих задач, не так-то просто.

IBM

Являясь ведущим поставщиком инфраструктурных средств и услуг, IBM может наращивать свое присутствие в сфере ECM способами, недоступными для многих других компаний. Корпорация исторически имеет в своем арсенале довольно много продуктов, которые относятся к категории ECM, но при этом у нее особенно сильны позиции в управлении транзакционным контентом и групповой работе над документами в финансовой сфере и в государственном секторе. По оценкам Gartner, IBM имеет самую большую долю на ECM-рынке — 28% в 2008 году. Сейчас компания активно инвестирует направления анализа контента и mashup-приложений, в том числе в рамках новой версии FileNet P8 4.5.

Но обилие продуктов, в том числе дублирующих друг друга, создают и проблемы для IBM. Заказчики просто теряются в этих предложениях и не имеют четкого представления о дорожной карте компании в этой области. Для решения многих задач заказчики вынуждены применять наборы приложений из разных пакетов. Кроме того, они часто сетуют на довольно сложную модель ценообразования ПО IBM, а также на то, что им приходится довольно много тратить на внешние услуги по внедрению и поддержке продуктов.

Microsoft

MOSS 2007 — очень удачный продукт и для Microsoft, и для ее многочисленных партнеров. В первой половине следующего года выйдет его версия 2010. Но все же SharePoint — это в основном платформа для поддержки коллективной работы с документами и управления ими. На полноценную ECM-платформу продукт пока не тянет.

Сильной стороной Microsoft является очень удачная стратегия развития MOSS, в том числе в виде бесплатной и простой в применении библиотеки базовых функций Windows SharePoint Services (WSS). Продукт очень хорошо вписывается в общий стек ПО корпорации, его продвижением занимается огромная армия партнеров, многие независимые разработчики ПО создают свои расширения для MOSS. Именно использование SharePoint заставило предприятия серьезнее заняться автоматизацией своей работы с контентом. В этом плане Microsoft способствует развитию данного рынка в целом; получается, что MOSS помогает и бизнесу других вендоров.

Но все же возможности MOSS 2007 как средства управления записями и архивирования довольно ограниченны. Это можно сказать уже об управлении Web-контентом и бизнес-процессами. Клиенты указывают также на проблемы с масштабированием и управлением развертыванием в больших инсталляциях, а также с функциями репликации.

Open Text

Open Text, являясь крупнейшим “чистым” игроком ECM-рынка, пытается не уступать платформенным конкурентам, усиливая свой бизнес новыми приобретениями. В частности, недавняя покупка Vignette позволила компании включить в свои активы средства управления Web-контентом, управления образами, поддержки групповой работы. Компания произвела ребрендинг и использует теперь название Livelink для обозначения всего своего ECM-набора. У нее довольно сильные позиции на ряде вертикальных рынков, в том числе в государственном секторе, в сфере высоких технологий и здравоохранении. Open Text имеет стратегические соглашения с SAP и Microsoft.

Проблемы же развития Open Text вытекают из ее стратегии приобретений. У компании довольно много пересекающихся по своим возможностям продуктов, нужно постоянно решать вопросы их интеграции между собой. Заказчики теряются в выборе и не очень понимают перспективы развития тех или иных решений.

Oracle

Стратегическая линия Oracle заключается в том, что она встраивает ECM-функциональность в общую систему своих бизнес-приложений. Oracle ECM Suite включает сегодня средства управления документами, записями, Web-контентом, процессами и образами. Все это является хорошим дополнением к ее ERP- и CRM-пакетам. Oracle Universal Content Management (UCM) — очень зрелый, хорошо подобранный программный набор, интегрированный с другим ПО компании, в том числе с Oracle Fusion Middleware.

Не столь очевидны достоинства средств Oracle в направлениях поддержки групповой работы и социальных сетей (речь идет в первую очередь о продуктах WebCenter и Beehive). Надо отметить также, что Oracle не прилагает особых усилий для создания сообщества пользователей и партнеров вокруг своих ECM-продуктов в отличие от многих ее конкурентов.